• Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • +7 916 456 68 81

Инь и Ян - столкновение двух противоположностей

Джон Леннон как-то признался:

"Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал "счастливым". Мне сказали – "ты не понял задание", а я ответил — "вы не поняли жизнь".

Джон Леннон прав. Действительно, не важно, какая у человека будет профессия, важно чтобы он был при этом счастлив.

Однако, что же такое "счастье"? Как сделаться счастливым?

В Древней Греции во времена Сократа (в V веке до н.э.) возникло философское направление "гедонизм", утверждающее, что высшей целью и главным стимулом поведения человека является наслаждение.

"Стремление к удовольствию заложено в человека природой и определяет все его действия", - главный тезис гедонистов.

Проще говоря, они считали, что счастье – в наслаждении.

Парадоксально, но сейчас, спустя 26 веков, многие до сих пор так считают, делая все для увеличения количества наслаждений.

Однако уже современники гедонистов поняли глубокую ошибочность их взглядов.

Аристотель (IV век до н.э.) написал: "Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий".

И эту великолепную мысль Аристотеля известный немецкий философ Артур Шопенгауэр заслуженно назвал ГЛАВНОЙ заповедью мудрости.

Действительно, если исходить из того, что удовольствие является высшим благом и целью жизни, а счастье заключается в достижении максимального удовольствия, то каждый человек должен стремиться к увеличение наслаждений.

Но оказалось, что увеличивать наслаждения достаточно сложно. Очень скоро наступает пресыщение привычными удовольствиями, и человеку хочется чего-то "новенького". Новых удовольствий. Еще более ярких и еще более цепляющих. Все более и более "странных".

На практике быстро выяснилось, что последовательный гедонизм – это прямая дорога к дичайшим извращениям. Этот путь от спокойных философских пирушек до многодневных блудодейственных вакханалий быстро прошли в Др.Греции и Др.Риме.

Т.е. стремление к наслаждениям приводит к быстрой деградации человека.

Больше того.

Само по себе стремление к тому, чего нет (в т.ч. к будущим наслаждениям), переживается как ощущение нехватки чего-то важного, как несоответствие иллюзий действительности, как ментальное страдание.

Отсюда следует парадоксальный на первый взгляд вывод: стремление к наслаждениям увеличивает страдания.

Т.е. стремление к наслаждениям не делает человека счастливым, а делает его несчастным.

Тысячу раз был прав Аристотель, написавший гениальные слова "Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий".

Высшим благом для человека является отсутствие страданий. Это и делает человека счастливым.

Ведь счастье приходит тогда, когда человек пребывает в мире с самим собой.

Итак, друзья, сделаем вывод.

Мы имеем два принципиально разных подхода к себе и своему будущему:

1. Увеличение наслаждений. Это путь к обжорству, алкоголизму, наркомании, болезням.

2. Сокращение страданий. Это путь к совершенствованию тела и излечению души (все мировые религии направлены на сокращение страданий).

Нам, людям, выросшим в СССР, особенно легко сравнить эти два подхода.

Советское жизнеустройство было продолжением жизнеустройства христианского и было нацелено на сокращение страданий.

На этом пути советский строй добился невиданных ранее успехов: в СССР были устранены главные источники массовых страданий - бедность, безработица, бездомность, неграмотность, голод, криминальное и межнациональное насилие.

Развитие вооруженных сил предотвратило саму возможность любого военного нападения на СССР, т.е. и массовую смертность из-за масштабных военных действий.

За решение этих задач жители СССР заплатили кровавую жертву на фронтах Гражданской и Второй мировой войны, но уже с 1960-х годов возникло стабильное и нарастающее благополучие.

К сожалению, наши партийные вожди решили свернуть на капиталистическую дорожку. А ведь это предполагает совсем другую стратегию жизнеустройства – стратегию неограниченного потребления, иными словами увеличение наслаждений.

Современное общество потребления – это возвращение ветхого древнегреческого гедонизма: "живи для себя и наслаждайся жизнью".

Стремление к наслаждениям не имеет предела. И поэтому история повторяется - современный человек тратит все больше и больше времени и сил на поиск новых еще неизведанных удовольствий, щедро прожигая при этом свое здоровье.

Однако, все в наших руках.

Мы можем сами для себя из двух стратегий жизнеустройства выбрать правильную - начать сокращать страдания.

Для этого достаточно начать прислушиваться к себе.

Самое простое – начать следить за своим дыханием и мысленно направлять его в какой-нибудь орган (например, в глаза, или в сердце, или в печень и т.д.), подпитывая его своим вниманием.

Это очень простое упражнение, но если практиковать его регулярно, то оно дает глубокий эффект.

Начните наблюдать за своим дыханием: проследите, как на вдохе ощущается прохлада в ноздрях и легких, а на выдохе – тепло.

Мысленно на вдохе направляйте прохладу в какой-нибудь орган. Если Вы много работаете за компьютером, то можете направить прохладу и свежесть в глаза, пусть они отдохнут.

На выдохе представляйте, что с теплой волной из глаз уходит напряжение.

Вдох – свежесть, выдох – спадает напряжение.

Подышите так некоторое время, глазам сразу станет легче.

Сосредоточение внимания на дыхании – прекрасный способ выпасть из суеты, расслабиться и ощутить покой.

Попробуйте практиковать его несколько раз в день.

Именно подобные упражнения позволят со временем ощутить мир в душе.